Итак, я взялся за это дело: произвести отбор накопившейся информации, обильно обваливающейся на меня в последние пару недель, и выдать кое-какие собственные оценки и рассуждения по одному очень популярному для меня нынче вопросу. Собственно, о чем таком важном и удивительном (для кого-то это может статься бессмысленным флудом) я хотел написать, зарекаясь об этом еще в прошлом посте. Сейчас я прикоснусь к такому явлению, с которым меня столкнула судьба месяца три назад при непосредственной причастности нашей вездесущей Тамы-тян. Имя ему Соционика или, я больше предпочитаю посерьезнее, Соционическая Теория (далее: СТ). То будут рассуждения чайника, только ступившего на дорогу СТ, так что здесь заведомо возможны заблуждения.
Даже не знаю, с чем можно сравнить тот эффект, который СТ произвела своим входом в мою жизнь, в мое и без того суматошное сознание. Это можно сравнить с овладением навыка пользования столовыми приборами. Тама с характерной ей ненавязчивостью однажды порекомендовала онлайн-тест. Я с охотой его прошел (чего уж сложного), тем более он был действительно увлекательным. Итогом теста явился вердикт – Есенин.
Я тогда еще мало понимал, чему дал старт. А потом затишье. На два с половиной месяца. И я даже носом не веду, что часовой механизм уже запущен. Часики-то тикают. Немного ожидания и случится «БУМ!». И он случился. Как раз две недели назад. В настоящий момент я уже немного протрезвел, но тогда! Окунание в эту «информационную вселенную» произвело на мой несчастный мозг беспрецедентный фурор, так что я даже не знал, куда мне деться, чтобы не лопнуть от воодушевления и восторга как незнающий чувства меры насосавшийся комар. Я уж было и забыл это сладостное ощущение: неуемное желание нового знания. А ведь знание это жизненно необходимое, если вам хочется избежать лишних проблем с людьми и в самореализации.
Я вижу в знании СТ огромный потенциал. Она несет новый смысл нашим действиям, мыслям, отношениям к действительности и людям. Она позволяет разуть глаза, отвергнуть многие общественные табу, как раз таки и оказывающиеся губительными и нередко фатальными, а также выработать в себе качество терпимости; учит не ходить на поводу у собственных предрассудков, а изучать и стараться понимать природу человеческих решений, чтобы не доводить ситуацию до катастрофы и не рвать волосы на голове от досады, зачем мы так поступили, понимая впоследствии, что проблема заключалась в совсем малом и до смешного глупом. Хотя обычно СТ не поучает, а обращает особое внимание на какие-то моменты, которые вы и сами способны постоянно наблюдать, но не замечаете, не делаете выводов, рубите сгоряча, следуете за слепой принципиальностью, а ведь важно анализировать. [Говоря «вы», я в том числе имею в виду и себя.]
Витают мнения что СТ является фандомом, просто фандомом. Эта самая «фандомность» особенно ощущается в тематических пабликах «Вконтакте», где СТ-вселенная выставлена в интересной, но достаточно странной - не скажу, что плохой – форме эдакой ролевой игры, в которой герой присуждается человеку в зависимости от того, каким он родился. Это можно воспринимать и расценивать по-разному. В конце концов, люди идут туда каждый со своей целью и интересами. Радует присутствие там реально мыслящих людей. Хочется выразить им благодарность за такой, по сути, безвозмездный труд.
На мой взгляд, тяга к соционическому знанию не должна перерастать в некое идолопоклонничество, в котором будет возвышаться ваш ТИМ, а вы – жить и поступать по регламенту, утвержденным авторами учебников по соционике (хорошо, если авторами учебников, а не псевдосоциониками). Для меня СТ – это серьезная теория, отношение к которой должно быть целенаправленным и здравым. Это должно быть именно изучение, какое-то исследование, а не просто увлечение для развлечения. СТ не должна устанавливать новые табу поверх тех, что были ею же и «свергнуты». Мне кажется, это опасно, если человек начинает полностью окружать себя эстетикой своего ТИМа, ставить вокруг себя забор, не допускающий каких-либо расхождений с идеалами этого ТИМа, запросто так типировать других людей, вешая на них ярлык, или устанавливать диктатуру по тому, кто как должен себя вести. Это, я считаю, уже фанатизм и одержимость, что недопустимо, хотя, уверен, в мире тому имеется множество печальных примеров. Не нужно страдать идеализированием.
«Соционика помогает нам лучше понимать возможности и способности других людей, что можно требовать от человека и что от него ожидать..» По СТ можно корректировать свое поведение, дабы избегать ненужных конфликтов и не хватать человека за живое. Соционическое знание – это опора и поддержка, а не инструкция; это стержень нашей психологии. «Социотип – это скелет, на который накладывается воспитание, образование, влияние окружения и много других факторов..». Изучение СТ способно помочь найти ответы на некоторые непонятности и противоречия в отношениях; что может лежать в основе принимаемых решений на сугубо интимном, не зависящем от нашего статуса, положения и иных внешних факторов уровне.
На начальном этапе, в первые несколько дней, было очень удивительно изучать функции своего социотипа, заново открывать и узнавать себя в ИЭИ (интуитивно-этическом интроверте/»Есенине»/»Лирике» - мой социотип, если что). Выявлять в своем ТИМе отрицательные качества и недостатки, и в самом деле свойственные мне было крайне неприятно, но, сделав определённое усилие, я решил не бояться и не стесняться их, согласиться с ними, а вместо этого начать работать по своим сильным функциям. Но это отнюдь не значит, что следует оставлять все как есть. Нельзя усугублять свои изъяны и пренебрегать своими преимуществами - вот что важно! Я уже обязан СТ тем, что преимущественно именно она помогла разобраться в вопросах, которые мучили меня со времен Мартапрельской Депрессии. Соционика дана на то, чтобы мы осознали свой потенциал, обрели некую уверенность, и в нашей жизни стало хоть немного меньше неизвестности, которая страшнее всего для человека.
С тех пор, как я начал изучать СТ, даже учитывая мизерность разобранной теории, мое видение мира несколько обострилось. Конечно, какое-то время я с осторожностью большой относился к ней. Все-таки идея, что все предопределено и все человечество Земли сводится к 16 социотипам, звучит не особо располагающе. Но как раз таки после обнаружения в ИЭИ преимущественного большинства себя недоверия и след простыл. Что же у меня в голове-то творилось от ее открытия! Просто, мир для меня и до того был восторгающим в своей неиссякаемой многогранности. А тогда восприятие резко взлетело ввысь. Мне столько захотелось в себя впитать! Это уму непостижимо, что я вижу, когда езжу в транспорте или иду по улице. Я будто наяву лицезрею, как люди и улицы города оплетены сетью нитей, узлов, окружены колоссальной аурой мириадов взаимодействий. Это такая энергия! Тогда реально создается ощущение у меня сверхвозможность, то этому городу пришлось бы несладко. Имело бы место и разрушение и созидание.
Лично меня нельзя назвать идеальным Есениным. В описании моего ТИМа содержится несколько неточностей и расхождений, которые легко объясняются, что в другое время, в другом месте, в другом окружении все было бы иначе. Тут как раз и встает вопрос «психологических мышц», ложащихся поверх социотипа. Но даже при этом во мне имеется ощущение, что если буду развивать указанные сильные качества, то у меня непременно это получится. Да и читая «исповеди» других Есениных я находил в них очень много характерного и для меня, что только подтверждает, что я правильно определился с социотипом.
После знакомства в соционике с «собой любимым» было бы вполне логичным заняться изучением и «типированием» своего ближайшего окружения. Тут и начались «домашние задания». Кто был в моей жизни и есть ли у соционики ответы, каковы были предпосылки к разрыву наших отношений? Кто же такие мои ненаглядные братья и сестрички – Марина, Володя, Тама, Ди (кто-то уже был заведомо определен)? Кем вырастут мои племянницы? И что может крыться в непрекращающейся неприязни Марины и моей матери помимо фактических обстоятельств? Так, например, из уже выполненных «ДЗ» я выяснил, что мой отчим – «Наполеон». И предполагается, что он является моим полудуалом. Я бы радовался, будь это на самом деле так, но фактические обстоятельства говорят о том, что я его скорей испепелю до последней хромосомы, чем испытаю удовольствие от пребывания с ним в своем ближайшем окружении. Вот она и трещинка в абсолютности соционической теории. Вот она и «сила индивидуальности». Нельзя быть уверенным, что знание СТ предрешит исход тех или иных отношений. Она может только указать подводные камни в них, а дальнейший расклад полностью зависит не от заведомой совместимости, а от конкретных действий участников этих отношений. Ясен пень, невероятно важно понимать человека, быть к нему лояльным и тактичным. Быть готовым хотя бы немного поменять свою позицию, если это придет на пользу вашим отношениям. Хотя последняя пара предложений может быть точкой зрения Есенина, потому не ручаюсь за другие ТИМы.
Ситуация, схожая с моим отчимом-«полудуалом», вполне возможна и с дуалами-Жуковыми. Вообще, я не могу трезво рассуждать на тему дуальности. Так уж завелось, что в СТ эта тема – крайне деликатная и трепетная. А я не общаюсь со своими дуалами. И даже не уверен, смогу ли с ними пообщаться вообще. Для меня дуалы – это эдакие сказочные существа, вроде пегасов и единорогов, которые являются в вашу жизнь по чудесному стечению обстоятельств, и после этого вы живете счастливо, взаимно дополняя друг друга, вы сами становитесь лучше и бла-бла-бла. Не хочу надеяться на дуала. Не хочу его ждать. Не хочу его искать специально, уповая. Мне, собственно, дуалы и не так страстно нужны, поскольку при желании готов принять представителя любого ТИМа. Такой уж я человек. Вопрос состоит лишь в том, что меня – даже как представителя Есениных – частенько не берут в расчет, пренебрегают моей благосклонностью, боятся мне довериться, не желают иметь дело с (по стереотипному мышлению) слюнтяем. И это было бы шикарно, если б соционика ответила мне, почему это происходит. Она и может помочь ответить. С определенной долей погрешности. Но цена ошибки может обойтись очень дорого. Схожей ситуации я опасаюсь и в дуальной паре «Есенин – Жуков», в которой заведомо жестконравные, бескомпромиссные Жуковы в условиях современности, преимущественно не ознакомленные с соционической теорией могут попросту считать Есениных «бесхребетными амебами» и слюнтяями. Кому захочется иметь таких знакомых. Разве что в качестве подчиненных. Не ручаюсь за эту точку зрения, но тем не менее так считаю. Повезло мне родиться и стать ИЭИ, конечно. Быть им мало приятного. На самом-то деле. Слишком много условий, непозволительно большая зависимость от настроения и эмоций, эдакая аморфность и огромнейшая восприимчивость. В этом на самом деле нет ничего кошмарного. Но общественные «табу» диктуют свои нормы, каким надо быть, каким ты быть должен.
Я боюсь зайти в дебри рассуждений, поэтому поставлю на своих мыслях точку. Еще в процессе написания ко мне поступило предложение порассуждать на тему интертипных отношений. Меня это очень привлекло, так что вполне возможно, что скоро (понятие растяжимое и не от моего энтузиазма зависящее, а скорее от состояния мыслей) появится новый пост по соционике с более аналитическим характером, нежели оценочным. А пока хочу представить вниманию несколько хороших коротеньких отрывков из «исповедей» других Есениных. Прилагаю, потому что сам за собой такое наблюдаю.
- «У меня творческая этика эмоций. Свои эмоции стали гораздо понятнее. Ведь практически вся жизнь для меня состоит из эмоций. Любое событие измеряется эмоциональной составляющей. Мир эмоций важен для меня… Моё настроение, конечно же, очень важно для любого дела, да и для отдыха тоже. Если раньше ругал себя за случающееся не рабочее настроение, сейчас понимаю, что никуда от него не денусь. Учусь быстрее настраивать себя, входить в рабочее состояние. Зато если есть настроение, то работа «горит» в руках, мысли «несутся вскачь», нет, не так, разбегаются во все стороны как кошки. И не за всеми из них я успеваю уследить. Слова льются так, что сам диву даешься, только успевай за собой записывать, шутки произносятся со спокойным бесстрастным лицом, как будто кем-то другим. Если у меня нет настроения, то всё валится из рук и начинаешь себя «разогревать» музыкой, книжками с картинками или хорошим текстом и прочими «настроенческо-эмоциональными» ускорителями и катализаторами.»
- «Свои эмоции иногда похожи на некоторые консервированные продукты. Какая-то музыка, какая-то ситуация, какой-то запах могут быстро вызвать из памяти некоторое событие, с которым они связаны, ощутить, пережить, прочувствовать это событие заново, во всех красках и ощущениях. Иногда и покраснеешь даже, если тогда, в той ситуации краснел. В общем, чувствуешь всё то, что чувствовал тогда, ярко, сочно, во всех мелких эмоциональных подробностях. Кстати, иногда это происходит случайно, непроизвольно и не всегда к месту. Наверное, поэтому я так люблю перечитывать книги, пересматривать фильмы, «подпитывая» себя, заряжая себя теми или иными эмоциями. И для того, чтобы отдохнуть, и для того, чтобы настроиться на работу. Для разных задач – разная музыка, разные книги, разные эмоции. Эти все эмоции «пронумерованы», «сложены в хранилище» и упорядочены. Поэтому очень хорошо знаешь, какую эмоцию или настроение чем «запустить» за некоторое небольшое время, иногда за доли секунды, не успев даже подумать. Кстати, поймал сейчас себя вот на чём. Набираю этот «поток сознания» на компьютере, играет музыкальный центр, включил радиостанцию, чтобы не отвлекаться на смену компакт-дисков для поддержания хорошего, творческого настроения. Как только зазвучала одна из многочисленных любимых композиций, сразу же бросил набирать текст и пошёл послушать, «подзарядиться», душевно прибавив громкости. Вот ещё одно интересное свойство – музыка как удовольствие, как кушанье, как лакомство. Бросаешь всё и слушаешь, получая «подпитку» положительных эмоций и сохраняя творческий настрой. Или же выделяешь специальное время для прослушивания, и чтобы никто не мешал, не отвлекал. Без этого регулярного прослушивания музыки – плохо.»
- «… Откликаешься на эмоции тоже быстро. Раньше, например, было стыдно, ругал себя за излишнюю, «недостойную мужчины» чувствительность при просмотре хороших драматических, чаще всего «оскароносных», фильмов. Сидишь в кинотеатре, смотришь на какую-нибудь душевную коллизию, нюанс и ловишь себя на том, что выкатилась «скупая мужская слеза». И это при том, что супруга смотрит спокойно, если не сказать равнодушно. Раньше просто сердился на себя, стеснялся, считая это каким-то детским комплексом неполноценности, или если использовать слово покрепче – «слюнтяйством», кстати, не без помощи и близких людей и окружающих. Ха-ха! А теперь прекрасно понимаю, что это отклик, созвучность материалу хорошего фильма, что именно этого хотел, скорее всего, режиссёр, да и актёры тоже. А я откликнулся, отреагировал на этот неосязаемый посыл. И благодарен им за пережитое ощущение, эмоцию, катарсис. И ведь не все этот посыл ощущают, понимают, «ловят». А это уже повод не для стыда, а повод для гордости! Иногда испытываешь жгучую непреодолимую потребность поделиться переполняющими себя эмоциями с близкими людьми. Не всегда это проходило удачно. Нет, не так. Понимая теперь соционические типы своих близких, понимаешь, почему эти попытки были не всегда удачными.»
На этом пока все.
Комментариев нет:
Отправить комментарий